хоккей, hockey, сокол киев, сокіл київ, sokol kiev kiew, нхл, чемпионат мира, hockey fights, мир хоккея, equipment, украинский хоккей, чемпионат мира по хоккею, детский хоккей

Хокейні публікаціїСокілГодынюк: капитан корабля и друг молодых

20-07-2011 17:55 ritchie

В конце 80-х главный тренер «Сокола» Анатолий Богданов постепенно начал вводить в состав молодых игроков, среди которых оказался защитник Александр Годынюк.

Прошло больше 20 лет, Годынюк провел хорошую карьеру в НХЛ, вернулся на родину, два года проработал с юниорской сборной Украины. Однако наш герой помнит то, как главный тренер доверил ему место среди сложившихся мастеров, что во многом сподвигло молодого хоккеиста на новые свершения на спортивной стези. Сегодня он готов дат путевку в жизнь амбициозной молодежи. И что символично — в родном для себя клубе.

Мы поговорили с недавно назначенным коучем после второй тренировки «Сокола».

— Александр, можно ли утверждать, что по прошествию двух тренировок игроки уже понимают вас и воспринимают то, что вы от них требуете?

— Трудно составить какую-то объективную картину. Во-первых, это — первые занятия, подготовка к сезону только начинается. Во-вторых, далеко не все хоккеисты, которые будут выступать в «Соколе» в стартующем сезоне, присутствовали на тренировке. Сейчас ведется работа над тем, чтобы молодежь могла достойно конкурировать с ребятами, которые подтянутся 1 августа. Также тем ребятам, кто еще не работал со мной, будет полезно узнать мои требования по дисциплине в тренировочном процессе. Ведь по сравнению с прошлым годом очень многое меняется, да и вообще, какой бы тренер ни стоял у руля команды, у каждого есть свой подход, система объяснения. Все мы — тренеры и хоккеисты привыкаем к друг другу, и эти занятия — очень нужны.

- В тренировках «Сокола» принимает участие несколько человек, которые уже работали под вашим руководством в юниорской сборной. Поэтому наверняка они знакомы с вашими требованиями. А чувствуете ли вы понимание остальных хоккеистов?

— Ребята постарше — профессионалы, им легче приспособиться к новым требованиям. Да и вся трансформация проходит у них намного быстрее. Молодым — сложнее. Но то, что мои подопечные из юниорской сборной воспринимают мой подход, факт. Ведь по-сути поменялось мало по сравнению с тем, что они видели раньше в моей команде.

- Когда весной вы с юниорской сборной праздновали победу на чемпионате мира в Донецке, могли представить, что вскоре станете тренером профессионального клуба?

— Думаю да. К тому времени у меня уже было несколько предложений. Но как только мне предложили возглавить киевский Сокол, я ни секунды не сомневался, и сразу согласился и дал отбой другим вариантам. Ведь название этого клуба — не пустой звук для меня. С ним связано много моментов в моей жизни.

- Как представляете в целом тренировочный процесс, а также то, что будет происходит на льду — игровой рисунок команды?

— По этому поводу я не буду говорить сейчас. Впереди у нас сезон в чемпионате Украины. И пускай наши соперники изучают нас уже на льду — не собираюсь облегчать им жизнь.

- Но в любом случае, многие отмечали элементы североамериканского хоккея в действиях ваших подопечных-юниоров на чемпионате мира, в частности в большинстве. Увидим ли мы это в «Соколе»?

— Все ключевые моменты, которые были в команде, будут сохраняться. Тем не менее, несмотря на то, что у меня есть видение и идеи, окончательные штрихи будут наноситься, когда я в процессе тренировок определю сильные моменты этого коллектива. Иными словами, у меня есть понимание того, к чему я стремлюсь, но важно и то, с какими игроками придется работать в команде. Да, я знаю многих ребят не понаслышке, но пока ты не «подержал» игрока в руках, тяжело определят, насколько он вписывается в игровую схему.

«Руководить командой должен тренер, а не звезды или ветераны»

— Вскоре в команду прибудут ветераны. Нет ли у вас боязни, что это может повлиять на атмосферу внутри коллектива. Ведь грубо говоря, они могут не слушать тренера, имея свое мнение...

— Никакой боязни нет. Если не будут слушаться, то быстро найдут дверь. Это профессиональная команда, и неважно, кто — главный тренер. Если он не может заставить себя слушать, тогда он наверное находится не в правильной позиции. Что касается ветеранов, то к каждому из них будут высокие требования, также будем пытаться найти рычаги, чтобы выжать из них максимальную полезность для команды. Но в то же время, многое зависит и от того, насколько игрок готов отдаваться общему делу. Поэтому если какие-либо вопросы будут возникать, мы решим их.

- В вашей карьере в Северной Америке встречались подобные случаи. Когда, к примеру, разница в возрасте между главным тренером и игроками были невелика, а то и вовсе не было ее...

— Конечно. Тренерская карьера Пола Мориса начиналась в Хартфорде. Тогда ему было, если я не ошибаюсь, 32. Но тем-то и хороша североамериканская система — человек понимает: чего бы он не достиг, все равно есть тренер. Именно он — капитан на корабле. А у корабля может быть только один капитан. В противном случае это ни к чему хорошему не приведет. Иными словами, когда звезда пытается руководить командой, то это заканчивается либо уходом игрока, либо тренера — зависимо от руководства. Я помню, как из Сент-Луиса убрали Бретта Халла, он был звездой, забивал много, но при этом никогда не добивался высоких командных целей. Потому как Халл ставил себя выше коллектива. Но после той ситуации у него отлично сложилась карьера — и в Далласе он выигрывал Кубок Стэнли, и в Детройте. Где-то жизнь его научила, что каким бы ты великим ни был, руководить должен тренер.

«Надеюсь, что украинские тренеры будут помогать молодым игрокам»

— Определенная группа игроков уже не сможет выступать в юниорской сборной, которая достигла успеха в прошедшем сезоне. Есть ли у вас на заметке те, кто смогут заменить их?

— Есть ребята на походе, и за ними надо будет пристально наблюдать. Исторически сложилось, что 94-й год выделялся. Но ребятам помладше открыта дорога в сборную. И тому пример — Кузьмик, который уже выступал на чемпионате мира. Также есть еще ребята из херсонской школы. В общем, в приблизительном списке есть около 10-12 человек, на которых необходимо обратить внимание.

- Вы рады за тех ребят из вашей юниорской команды, которые подписали свои первые в жизни профессиональные контракты?

— Прежде всего я рад сложившийся ситуации в украинском хоккее — впервые за многие годы, когда ребята, закончившие ДЮСШ, не остались у разбитого корыта. Некоторые из них оказались в «Донбассе», кто-то в «Соколе». Да, возможно не все они подойдут командам, но ведь остаются еще клубы, которые смогут трудоустроить их. Без работы они не останутся. Вполне вероятно, что кто-то пойдет по другому жизненному пути...Важно другое — у них появился выбор.

- Удастся ли вернуть кандидатов в юниорскую и молодежную сборную, которые сейчас выступают в Россиии и Беларуси или за океаном?

— Начнем с того, что есть два вида игроков, которые играют в России и Беларуси: первый — те, кого забирают на перспективу, и за кого так сказать бьются. Второй — покинувшие Украину из-за безнадеги. Они и деньги за это платят. Поэтому часть ребят в любом случае останутся там. Но сейчас в тех странах — большая конкуренция. А те, кто возвращаются, могут найти себе в Украине место работы. Хотелось бы обратно заполучить таких ребят как Падакин, Куцевич, Коляда. Но насколько это удастся — посмотрим в этом сезоне. Почему? Да потому что они смогут увидеть, что в нашей стране создается профессиональная хоккейная лига, а планы там далекоидущие. Согласен, что у всех могут быть определенные опасения. Именно по этой причине, стартующий сезон будет определяющим. И тогда мы поймем насколько наши воспитанники, покинувшие Украину, смогут доверять и верить в качественные изменения в украинском хоккее, и в то, что здесь можно работать с дивидендами сравнимыми с канадскими лигами, Россией или Беларусью.

- Недавно МХЛ создало так называемую лигу Б. Возможно туда необходимо было заявить украинскую команду?

— Насколько я знаю, разговоры такие ведутся. Но набрать ребят для этой лиги из Украины не получится. Все-таки не настолько много игроков, отвечающих тому уровню. Все равно пришлось бы процентов 50 хоккеистов привлекать из других стран. Поэтому на данном этапе оптимальным вариантом было бы создание профессиональной лиги и распределение перспективных игроков по украинским командам. И как результат — дальнейший рост национального чемпионата.

- Вы верите в то, что молодежь сможет повыть свой уровень рядом со взрослыми игроками, мастерами?

— Я очень надеюсь на это. Но в становлении молодого игрока важна роль тренера. Хочется чтобы все тренеры, которые будут работать в командах профессиональной лиги, уделяли внимание подготовке молодых хоккеистов. Легче всего — посадить молодого на скамейку, и работать со сложившимся профи. Да, такой процесс трудоемкий и напряженный. Но повторюсь: я рассчитываю, что у специалистов будет желание помогать молодым игрокам.

- Не могу не вспомнить о хорошем опыте вашего сотрудничества с известным специалистом Борисом Дороженко. Есть ли какие-либо перспективы в этой связи на следующий сезон?

— Пока и у меня, и у Бориса напряженный график, поэтому говорить об этом преждевременно.

- Он отмечал в интервью, что процесс роста украинских тренеров в детских школах — очень важен, и что без этого у нашего хоккея не будет перспектив. Как вы думаете, этот процесс пойдет?

— Это все зависит от личности. Нельзя заставить человека учиться. Вот мы проводили зимой лагерь с Борисом Дороженко. Как вы думаете, сколько тренеров присутствовало на нем? Двое! Честно говоря, я был ошарашен. Почему наши тренеры не хотят самосовершенствоваться! Даже если он думает, что это ему бы ничего не дало, то следовало бы по крайней мере убедиться в этом воочию.

- Но в целом, как бы вы отметили работу тех школ, у которых нет таких традиций как у киевской или харьковской?

— Очень приятно, что школы приносит результат. У нас в Соколе сейчас тренируется Сева Карпенко, который уже подписал полноценный контракт. Будет ли он играть — вопрос, но работать с ним я буду даже если он нечасто будет выходить на лед. Что касается той же херсонской школы, то я хорошо знаком с тамошними специалистами Александром Пойдой и Валерием Стрелковым.Это очень толковые тренеры, они самоотверженно работают и вкладывают в детей всю душу. Приятно видеть таких людей. Уверен, что если бы наш кемп с Дороженко проходил бы в Херсоне, они бы были на каждой тренировке. Также отмечу работу и Сергея Колмыка. В общем-то благодаря ему работает эта школа. Приятно, что эта ДЮСШ готовит ребят, которые уже готовы идти к новым вершинам.
Хочется чтобы этот случай стал примером для остальных.

- На подходе Донецк?

— Да. Я знаю, что там очень серьезно взялись за дело. Просто необходимо перенимать опыт, потому как многое, повторюсь, зависит от тренера. Вот сейчас в России хоккей догоняет футбол по популярности. Так вот там родители, которые хотят, чтобы их ребенок рос в своем мастерстве, перестали возить детей по школам. Они больше смотрят на тренера. В детском возрасте, когда ребенок — глина, из которой можно что-то слепить, роль тренера сложно переоценить.

Артем Ананьевский, iSport.ua
Фото: Валерий Дудуш

Ось що хочу сказати з цього приводу...


Ребята о чем вы говорите, о каких лагерях. Все эти лагеря зарабатывание бала для тренеров и ничего другого. Мастерству можно научиться только крапотливым и желательно ежедневным трудом.

Вот мы проводили зимой лагерь с Борисом Дороженко. Как вы думаете, сколько тренеров присутствовало на нем? Двое! Честно говоря, я был ошарашен. Почему наши тренеры не хотят самосовершенствоваться! Даже если он думает, что это ему бы ничего не дало, то следовало бы по крайней мере убедиться в этом воочию.

Да........... Говорить легче всего. А почему ж такого специалиста как Годынюка не было в лагере в Броварах у Буценко??????? Или в лагере у Синькова?????? Получается, что для Годынбка секретов в хоккее нет.... Хотя он еще ничего не достиг как тренер. (чемпионат мира ПО ФУТБОЛУ в Донецке не считается)
Олегович, не слушай ты этих сказочников, ничем особенным 94 год не выделяется, что они выиграли? ЮЧМ? так там 93 в ответственные моменты все решал. Еще посмотрим что они в 1 дивизионе покажут.